Древний и магучий народ, живший на территории современного Казахстана. На войне с ними Александр Македонский был ранен в

Древний и магучий народ, живший на территории современного Казахстана. На войне с ними Александр Македонский был ранен в

  1. Саки массагеты. Саки были могучим народом на тот период, они жили на современной территории Казахстана в Алматинских, Жамбулских, Шымкентских, Кзылординских областях и на территории Ташкентской области Узбекистана и на территории современной Кыргызстана. Их предвадитель царица Томирис убил на войне персами их царя Кира.
  2. Папуасы?
  3. Саки (лат. sacae) кочевые и полукочевые племена I тыс. до н. э. первых веков н. э. в античных источниках упоминаются как Скифы

    Группы саков
    Упоминаются у Геродота в древнеперсидских надписях упоминаются три группы саков:
    саки-хаомаварга, варящие хаому дурманящий напиток , населявшие долину реки Мургаб (у Геродота и античных авторов амюргии) ,
    саки-тиграхауда, в остроконечных шапках (в Бехистунской надписи Дария I, проживавшие в предгорьях Тянь-Шаня (часто отождествляются с массагетами античных авторов) , и
    саки-парадарайя, которые за морем (за рекой) , которые проживали в бассейне Аральского моря в низовьях Сырдарьи и Амударьи.
    Однако подобное деление является условным, так как на самом деле многие среднеазиатские кочевники варили хаому в ритуальных целях, а остроконечный головной убор был отличительным знаком всех кочевых народов от Дуная до Байкала, причем вплоть до новейшего времени. Таким образом, деление саков на пьющих хаому , носящих остроконечную шапку и заморских отражает скорее ВНЕШНИЙ взгляд сторонних наблюдателей (в данном случае персов) , чем истинное самоназвание сакских народов. Некоторые названия сакских родов все же сохранились в истории: массагеты, даи (дахи, даки, даги) , апасиаки, парны, кангхи, тохары и др.
    Существует также мнение, что понятие сак было не столько этническим, сколько социальным и означало свободный воин , так же, как у предшественников саков было понятие арья , а у потомков казак (косак , козак , казах) . В настоящее время у кыргызов сохранились подрода Сако (Сакоо) в составе крупных кыргызских родов Саруу и Кыпчак.
    Парадный доспех сакского/-ой царя/-ицы из золотой чешуи на кожаной основе, явлюящийся стилизованным доспехом катафрактия, найден в иссыкском кургане под Алма-Атой, Казахстан
    В древнеперсидских источниках саков называли могучими мужами , а иранские турами с быстрыми конями . Благодаря сходству со скифами древнегреческие авторы называли саков азиатскими скифами

    Общие сведения
    Образ жизни саков и материальная культура (по материалам захоронений) очень близки к скифским, ювелирные изделия погребений выполнены в скифском зверином стиле . В современной научной литературе к сакам относят племена Приаралья, северных и восточных районов Средней Азии, Казахстана и южной Сибири, отличая их от близких по культуре массагетов Приаралья и Закаспия и скифов Северного Причерноморья; в отличие от скифов Северного Причерноморья материальная культура саков и массагетов не нест следов эллинского влияния, поэтому иногда употребляют термин культуры сако-массагетского круга .
    Образ саков был оседло-кочевой. В степях Западного и отчасти Центрального Казахстана встречалось кочевое скотоводство. В степных и полустепных районах Западного и Южного Казахстана у саков развивалось верблюдоводство. Верблюд использовался как вьючное животное. Меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот. На юге Казахстана в долине Сыр-Дарьи развивалось земледелие.
    В VIIIII вв. до н. э. сакские племена объединились в союзы. Во главе этих союзов стояли верховные вожди. Их называли царями. Цари избирались советом вождей. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья.
    Сакские женщины пользовались равными правами. В VI веке до н. э. массагетами управляла царица Томирис. Известно также имя царицы Зарины. В сакском обществе выделялись три группы населения: войны, жрецы, общинники. Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам красный, жрецам белый, общинникам жлтый и синий. Из сословия воинов происходили вожди и цари. Царь считался посредником между небом и землй.
    Царь проводил первую борозду на весенней пахоте, что демонстрировало его связь с народом. Войны были выгодны для племенных вождей. Пленных превращали в рабов и использовали в домашнем хозяйстве. Тип общества саков военная демократия.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *